Для пользователей


Уже работаете с нами?

войти   Регистрация Напомнить пароль

ГлавнаяЖурнал КалугахаусМолодые архитекторы (№21) — WowKaluga! Реализация проекта ИКЦ

WowKaluga! Реализация проекта ИКЦ


Следить за судьбой ex-ДНК безумно интересно. Да, сейчас проект называется «Инновационный культурный центр», но это какой-то канцеляризм, а вот «ДНК», пожалуй, приживется. С одной стороны, придуман он на самом высоком уровне, все как полагается — выделено финансирование, земельные участки, архитекторы заявлены серьезные, из лучших. С другой стороны, любви и защиты ему все-таки недоставало: даже если рассматривать только калужскую историю, то тут и нападки консервативно настроенной общественности, и выигранный какими-то случайными товарищами конкурс на проектирование, и прекращение сотрудничества с московской командой института «Стрелка». То есть в публичном поле проект если не завершился, то уж точно поставлен на паузу. 

И это как раз тот случай, когда полезно посмотреть в документы. Из них мы узнаем, что строительство центра есть часть государственной программы по развитию культуры в регионе, на него уже выделены деньги из федерального бюджета, участок на границе с парком Циолковского имеет правильное назначение и по плану к концу 2016 года в Калуге будет построена не только вторая очередь Музея истории космонавтики, но и его «культурный» сосед. И работа над концепцией и программой ИКЦ вовсе не прерывалась: просто деятельность по планированию будущих ­«активностей» ведется в рамках рабочих групп и в кабинетах чиновников.

Напомню, что «больших» ДНК планировалось три: в Калуге, во Владивостоке и в Первоуральске Свердловской области. Известно, что на Урале работы ведутся, а вот про Дальний Восток в открытых источниках сведений нет. 

Тем интереснее было узнать, что проект калужского центра не положили под сукно, а, напротив, активно готовятся к началу строительства. С разрешения представителей Министерства культуры Калужской области мы публикуем некоторые материалы, по которым можно изучить архитектурное и планировочное решение будущего комплекса. Он займет участок площадью 2,1 Га, прилегающий к юго-западной границе парка Циолковского (эта территория раньше принадлежала Министерству обороны: здесь находилась воинская часть, расформированная в середине 90-х годов). Место выбрано интересное: здесь хорошая транспортная доступность, по соседству — любимый калужанами парк, и при этом участок долгое время был для города потерянным. Наверное, нам очень повезло, что земля не была продана с аукциона, как это произошло с львиной долей муниципальной собственности, а оказалась интересной федеральному Министерству культуры. 

К любому зданию, расположенному на въезде в город, волей-неволей предъявляются повышенные требования. Если смотреть с дамбы, сейчас хорошо видны только ракета-носитель и верхушки тополей вдоль южного фасада музея. Спорить с «Востоком» архитекторы не решились: бюро Wowhaus, которое разрабатывает проект, как раз и известно тем, что предпочитает работать со средой, а не вносить в нее чужеродные элементы.

Бюро основано в 2007 году архитекторами Дмитрием Ликиным и Олегом Шапиро. Попробовав свои силы в различных архитектурных жанрах, в последние годы бюро специализируется на архитектуре общественных пространств – от благоустройства городских парков до разработки градостроительных концепций. После завершения реконструкции Парка Горького и Крымской набережной в Москве бюро можно назвать одной из икон современной российской урбанистики. Если сейчас и существует команда архитекторов, которая одинаково нравится и молодым горожанам, и профессионалам отрасли — то это, конечно, Wowhaus. 

Если посмотреть на одну из первых версий проекта культурного центра в Калуге, самого здания почти не видно: практически вся «крыша» превращена в пешеходную зону. От красивой идеи (говорят, губернатор был в восторге — настолько необычный подход, далекий от классических лекал, совпал с образом Калуги будущего, динамичной, успешной, дружелюбной) в процессе работы не так много осталось, хотя очевидно: «новый» и «старый» проекты рисовала одна команда.

Надо отдать должное руководству области: проект не был отдан на откуп федеральным ведомствам. Над техническим заданием работала целая группа молодых деятелей культуры, и проект создавался под конкретную творческую команду. Так что калужский «Дом» не подарен добрым Сурковым, а выращен здесь, и имеет крепкие местные корни. Более того, никакого «чужого» искусства в центре не будет: лишь развитие того, что любят и ценят жители города, выход их культурных запросов на новый уровень.

Примерно половину участка займет двухэтажное здание сложной формы, «распластанное» по рельефу. Основной вход расположится со стороны ул. Октябрьской: на пересечении с ул. Комарова планируется даже сделать автобусную остановку. Со стороны парка сразу на второй уровень комплекса ведет небольшой пологий мостик — он начинается как раз на уровне аллеи огромных тополей, которые оставят нетронутыми. 

Архитекторы стремились максимально сохранить старые деревья. В том числе поэтому у комплекса есть большой, в 1600 кв.м., внутренний двор. Правда, сидеть во дворике, когда рядом есть прекрасный парк, посетители комплекса вряд ли будут. Так что дворик — это история для своих. 

Для гостей на втором этаже здания будет работать небольшое кафе (в плане — 180 кв.м, это человек на 100), которого так не хватает в районе парка Циолковского. Скорее всего, специализация у него будет «музейная» — чай, кофе, легкий перекус. Для проведения публичных мероприятий на открытом пространстве служит спускающийся к ракете «Восток» атриум.

Одним из предложений рабочей группы было включение в концепцию многофункционального зала-трансформера, соответствующего требованиям времени и сложной сценографии театральных постановок. Аналогов в России, кроме Москвы и Петербурга, нет. Трудно было придумать для бюро Wowhaus более лестную задачу: в конце 2014 года в Москве завершилась реставрация «Электротеатра Станиславский», сердцем которого как раз и стал зал-трансформер. Здесь нет привычных зрительных рядов, занавеса, сцены-подиума, а светильники и звуковая аппаратура располагается на потолке. Бережное отношение к зданию начала XX века и абсолютно современная «начинка» вызвали восторженные отзывы большинсва профильных изданий. В Калуге все проще: центр проектируется с нуля, поэтому технические помещения и гримерки удалось спроектировать по соседству с залом (в «Станиславском» их пришлось выносить в соседний корпус).

Какой видит центр его творческая команда? ИКЦ создается в целях улучшения качества городской среды. Лучшие мировые практики будут использованы для реализации творческого потенциала населения: не только молодежи, но и для маленьких детей, для взрослой публики. Культура покинет пыльные залы музеев и наполнит собой городской воздух. А вот поиски калужской архитектурной идентичности после открытия ДНК-ИКЦ в 2016 году только начнутся. 


Поделиться ссылкой:

Опрос

А вы готовы сегодня взять ипотеку?

Да, готов, жить-то надо где-то

Нет, очень дорого, не потяну

Мне она не нужна, я все покупаю за кэш

Я уже взял и рад этому

Я уже взял и не рад

Результаты опроса Все опросы

Новости

Все новости