Вся правда о скамейке «Калуга — КГУ»

8 октября рядом с главным корпусом КГУ была установлена деревянная лавочка сложной формы с красными буквами «Калуга». За новым городским объектом стоит коллаборация главного архитектора Калуги Алексея Комова, студентов архитектурного курса Калужского университета и проекта «Калугахаус». Это первый реализованный проект новой «архитектуры прямого действия», с помощью которой главный архитектор хочет перезапустить происходящие в городе благоустроительные процессы.

Задач было несколько. Первая — творческая: деревянные объекты Алексея Комова любимы профессиональным сообществом, и придумать для Калуги что-то новое было непросто. Комов много работает с советским наследием, и в стиле нового объекта это угадывается. Для надписи был выбран шрифт, уже вызвавший много споров — это доработанная дизайнером Алексеем Барановым швейцарская гарнитура Euclid, намеренно «хулиганская», отсылающая к экспериментам 60-х.

Вторая — образовательная. Скамейка не случайно появилась именно возле КГУ и именно на городской территории. Для студентов-архитекторов важно видеть, что их идеи не остаются в стенах университета, а влияют на окружающий город. Сборку и установку скамейки можно рассматривать как практикум, основу для более смелых предложений. В процессе подготовки ребята побывали в настоящем столярном цехе, разобрались в нюансах проектирования отдельных узлов конструкции, поучаствовали в нанесении защитного покрытия — ну и физическая сила тоже пригодилась.

Третья — исследовательская. В теории тактический урбанизм здорово помог бы Калуге определить направления работы с городской средой. Опыт Алексея Комова во многих регионах России (в том числе в Сибири) тоже говорит об этом, но годятся ли такие решения для уникальной, по мнению многих, калужской погоды? Проверить это можно только на практике. Скамейка — первая попытка, пробный шар. Она придает монументальному входу в университет молодежную легкость, даже буйство; служит местом встречи или недолгого ожидания; напоминает студентам о том, что город принадлежит им.

Четвертая — организационная. Эскиз нужно было превратить в чертеж, закупить материалы и произвести. Это оказалось сложнее всего: только третье столярное производство согласилось в принципе взяться за необычный заказ. Доски, столярный клей, специальный крепеж пришлось покупать в Москве, краску предоставил партнер — компания Tikkurila, а профинансировать все это пришлось журналу «Калугахаус», главному редактору которого Кириллу Гусеву пришлось на месяц стать руководителем производственного проекта. 

Впереди несколько месяцев эксплуатации и наблюдений, после чего можно будет сделать необходимые выводы — все так, как принято у тактических урбанистов. Возможно, объект переедет на новое место, а у входа в КГУ появится другая инсталляция. Может быть, скамейка станет катализатором обновления всей территории перед корпусом — с учетом новых идей. Потому что теперь всем понятно: идеи у нас не пропадут. 

Немного видео о новом объекте: