Для пользователей


Уже работаете с нами?

войти   Регистрация Напомнить пароль

добавить объявление

Модельная Театральная

Вокруг центральной городской улицы разворачивается беспрецедентная по числу вовлеченных профессионалов история. Разбираем ее на составные части

Текст: Кирилл Гусев, Александра Савченко

До промежуточного юбилея Калуги остался один строительный сезон. Крупные стройки — вторая очередь Музея Космонавтики, Дворец спорта — к этому времени должны завершиться, а судьба купола над Гостиными рядами пока непонятна. Еще одним проектом-подарком должна стать обновленная Театральная улица. Подарком — потому что возглавил проектную команду лично губернатор Анатолий Артамонов, а финансируются работы из бюджета региона. 

Считается, что идея пришла в голову первого лица во время поездки в Тулу, где он посетил отрестраврированную улицу Металлистов: на последовавшем за визитом заседании правительства области Артамонов предложил сделать Театральную полностью пешеходной. Была середина апреля. Уже через месяц концепцию показало городское управление экономики. Но такой подход губернатора, похоже, не удовлетворил: к работе подключились архитекторы. 

16 июля состоялась большая прогулка по Театральной, в которой Анатолия Артамонова сопровождали руководители областного (Олег Стрекозин) и городского (Юлия Ковтун) управлений архитектуры, руководитель Центра архитектурных компетенций «ТОЛК» Александр Томашенко и даже еще не назначенный на должность Алексей Комов. До конца лета такие встречи в разном составе проводились почти еженедельно. Штабом проекта стал дворик на Театральной, 9 — где как раз удачно расположилось культурное пространство PRO.ART’s, поддерживаемое меценатом Леонидом Мееровичем.

Интересно, что именно с подачи Мееровича в феврале 2019 года проектная группа «8 линий» провела в Калуге стратегическую сессию, посвященную развитию центральной части города. Концепция «оживления» Театральной стала одним из ее результатов. Видимо, как это часто бывает, идея накопила критическую массу. Однако, что довольно необычно для Калуги, работы над реконструкцией Театральной идут сразу по нескольким направлениям, и акторы не мешают друг другу. 

Политическое руководство процессом осуществляет губернатор. Это дает жителям и собственникам помещений в районе реконструкции, пожалуй, максимально возможный уровень гарантий. И повод договориться. Ту же самую гарантию получают и производители работ. Уровень бюрократии при таком PM-е минимален. Губернатор присутствует практически на всех публичных мероприятиях, посвященных Театральной, и при этом оставляет проектировщикам максимум свободы.

Областное управление архитектуры занимается фасадами: разрабатывает архитектурные решения, цветовые схемы, проектирует заново утраченные элементы, проектирует реставрационные работы. Значительная часть зданий на Театральной является объектами культурного наследия, а значит любые работы ведутся по согласованию с министерством культуры.

Городское управление архитектуры устанавливает правила размещения информационных конструкций (в смысле, вывесок) и нестационарных торговых объектов. Эта работа ведется совместно с городским управлением экономики. Очевидно, что историческая улица требует особого подхода, и за образец, по-видимому, будут взяты жесткие правила, действующие в столице. 

ТОЛК — центр компетенций в области архитектуры и городской среды — координирует общую концепцию и смысловое наполнение будущей пешеходной зоны. Внимание уделяется не только фасадам, но и дворам. Так, 12 сентября в «Точке кипения» состоялся воркшоп (проектный семинар), где представители шести московских архитектурных бюро и жители Театральной обсуждали, какие функции должны получить дворовые территории, чтобы не превратиться в задворки и подворотни. По итогам воркшопа архитекторы разработают концепции, учитывающие пожелания жителей и функции, которые диктует обновленная улица. Дальнейшую работу по проектированию выставят на торги, так что шанс внести свой вклад получат и калужские бюро. Контроль качества останется за ТОЛКом.

Пройдя положенные законом процедуры, архитекторы приступят к проектированию: зима — самое подходящее для этого время. Параллельно на Театральной меняют коммуникации, которые сдерживают нормальное развитие бизнеса даже сильнее, чем охранный статус зданий. Идет разработка типовых торговых объектов: киоски, павильоны и летние веранды будут подчиняться единым требованиям. По крайней мере частично улица останется жилой и относительно тихой, въезд во дворы будет осуществляться с соседних улиц, а проезд по брусчатке — максимально ограничен. Движение по улицам Дзержинского и Достоевского перекрыто не будет, но ради безопасности пешеходов оба перекрестка будут подняты до уровня тротуара и замощены плиткой. Завершится пешеходный участок небольшой площадью у аптеки «на стрелке». 

Если смотреть извне, история с Театральной мало отличается от других крупных проектов последних лет, а общественный резонанс даже слабее. Между тем, изнутри процесс выглядит гораздо стройнее: это настоящее соучаствующее проектирование, а не обычный обмен мнениями с городскими сумасшедшими активистами и не дежурные заявления представителей власти перед группами горожан. Наш корреспондент Александра Савченко приняла участие в проектном семинаре на правах жителя городского центра. Вот ее короткий репортаж:

— В амфитеатре «Точки» обсуджали двор под номером 8, самый большой и к тому же окруженный жилыми домами. Модератором выступал Александр Порошкин из MAP Architects, и задача ему досталась сложная. Жители не хотели ничего менять: «У нас уникальный зеленый дворик, хаотичная и естественная среда» — говорит Елена, живущая в доме №29. Так что обсуждались прежде всего способы приведения в порядок того, что во дворе уже есть и изменения в схеме движения (заезд с Театральной будет перекрыт). Главные угрозы двору — отдыхающая на пешеходной улице публика («алкаши», по мнению жильцов) и «чужие» автомобили. Не захотели жители и детскую площадку, предложенную архитекторами — «мамочек не так много, только лишний шум». Идея небольшого двора-парка всем понравилась при условии, что доступ туда будет ограничен. И пусть это не очень вяжется с общественным пространством, которым должна стать Театралка, для самого большого жилого двора можно бы сделать и исключение. Диалог вышел довольно необычным — люди явно готовились качать права и спорить с архитекторами, а вместо этого нашли полную поддержку своих желаний. Так что задача воркшопа полностью выполнена: команда пришла к полному согласию в вопросе приватности. Подождем результата.