Алексей Никитин: архитектура в масштабе

Архитектурный макет представляет собой довольно специфическое и в чем-то даже неоднозначное явление. С одной стороны, это всего лишь уменьшенная копия определенного объекта, более или менее точно соответствующая оригиналу, либо «набросок» такого объекта. В общем, рабочая кухня или «лаборатория» архитектора, если вспомнить название прошедшей несколько месяцев назад выставки. И в то же время о многих несохранившихся произведениях искусства мы знаем лишь благодаря копиям, а наброски могут нам помочь понять эволюцию авторской идеи. Все это говорит о том, что иногда макет становится ценным сам по себе, часто становясь единственным материальным воплощением архитектурного проекта, отправленного заказчиком «на полку». И как кино не отменило театр, так и технологии 3d-визуализации не смогли отправить на пенсию старый-добрый макет. Более того, интерес к этому явлению в последнее время даже вырос, причем не только среди профессионалов. То ли дело в схожести с игрушечными домиками, то ли в чем-то другом, но макет иногда становится увлекательным аттракционом, как петербургский «Гранд макет Россия» — амбициозный проект по выстраиванию на 800 кв. м собирательных образов городов и регионов нашей все расширяющейся страны. От культурной столицы не отстает и политическая, где создается исполинский макет города, площадь которого составит ни много ни мало 950 кв. м. А что же Калуга? Об этом мы поговорили с Алексеем Никитиным, работающим в этой области с 1991 года.

— Пафосно прозвучит, но в макетном деле перед вашими глазами прошла не одна эпоха. Как меняются сами макеты и отношение к ним?

— Макеты существуют с древнейших времен, когда человек хотел представить себе, что же в итоге он хочет получить из того, что он задумал. И материалы возможны самые разные, начиная с апельсиновой кожуры и барабана тыквы и заканчивая современным пластиком. А сейчас уже есть 3d-принтеры, которые могут без участия человеческих рук изготовить объемную модель. На самом деле, макет — это дорогая игрушка, которая появляется на стадии выбора, когда человек еще до конца не определился, что у него будет в итоге, но он хочет посмотреть, как это может выглядеть. Поэтому у нас в Калуге на сегодняшний день это не очень востребовано. Исключением можно считать строительные выставки, где можно видеть множество интересных макетов, в том числе и на интерактивной основе, когда меняется время суток, падает снег, идет дождь, ездят машинки. И даже несмотря на появление новых технологий, изготовление макета продолжает быть очень трудоемким процессом. Здесь нужно наступить на горло собственной песне, про все забыть и все время думать только о макете: и днем, и ночью, и во сне. Иначе если ты из этого процесса выключишься, то вернуться будет очень сложно.


— Сколько времени может занять создание макета?

— По-разному. В некоторых случаях может доходить до года. Например, комплекс духовного центра Калужской епархии на Силикатном, где сейчас построен один храм и еще одно сооружение — т. е. он не был до конца реализован — мы делали и переделывали где-то около года. 

— А в какую сумму заказчику может обойтись макет?

— Минимальное сооружение типа автомойки в макете будет стоить 20–30 тыс. рублей, а верхнюю планку обозначить очень сложно.

— Какие существуют популярные технологии в изготовлении архитектурных макетов?

— Самая простая и доступная технология — это работа с картоном. Также часто используется пластик, но это уже сложнее и дороже. А вообще, в современных макетах применяются самые разные материалы, вроде стекла и металла. Но это уровень московских мастерских. А здесь мы можем себе позволить сделать комбинированный макет, т. е. сделать детально прорисованный на компьютере фасад объемным. Раньше в Москве в Детском мире был даже специальный отдел с деталями для макетирования: машинками, человечками и прочим. Не знаю, есть ли он сейчас (создатель «Гранд макет Россия» в интервью «Русскому репортеру» сказал, что большинство деталей закупалось в Германии. — Прим. авт.). Так что макетирование — это целая микроиндустрия. Кстати, еще 10–20 лет назад при крупных калужских проектных институтах существовали специальные макетные мастерские со своим оборудованием, специальными химическими составами и клеями, которые были нужны для работы с пластиком (между прочим, такая работа была далеко не безвредна для здоровья). Теперь в Калуге ничего этого нет, поэтому те макеты, которые появляются в нашем городе, производятся либо в Москве, либо здесь, но уже частным образом. Я знаю всего пару человек в нашем городе, которые, если к ним обратиться, могут сделать макет, поскольку для них это не основная деятельность, как и для меня. Хотя я уже несколько лет преподаю макетную практику в Коммунально-строительном техникуме. Я недавно узнал, что один из макетов моих студентов занял призовое место на конкурсе в честь празднования Дня города.

— Какова функция макета в образовательном процессе?

— Она приблизительно такая же, как функция черчения рейсфедером. Кажется, что это занятие очень архаично и неприменимо к современной ситуации. Но при этом в МАРХИ нельзя поступить, не владея такой техникой. Во-первых, работа с макетом развивает пространственное мышление, а также помогает находить какие-то ошибки в своих проектных решениях, либо наоборот — убеждаться в своей правоте. Я вижу это и у своих ребят из техникума. Иногда бывает, что чертеж уже сделан, а при изготовлении макета выясняется, что по этому чертежу работать нельзя — он выполнен неверно. На самом чертеже это не всегда сразу видно. 

— Давайте перейдем к рекламной функции макетов...

— Очень многие люди, в том числе и заказчики, не имеют технического образования и не могут прочитать чертежи. Причем иногда не только плоская картинка, но и даже 3d-визуализация не может показать, какая часть выступает, какая западает, какая часть выше, какая наклонная... Человек может не понимать объемно-пространственных решений и композиций, но когда он видит модель здания, то для него все становится ясно. Именно поэтому макет и сегодня остается живым, актуальным и востребованным предметом. Но у него есть и ряд нюансов. Наряду с большой визуальной убедительностью макет обладает и некоторыми «обманными» эффектами. Как правило, его можно рассматривать только с какой-то верхней точки, а будущее здание или сооружение вы таким, скорее всего, никогда не увидите. Грубо говоря, для того, чтобы посмотреть на этот макет так, как вы потом будете видеть возведенное здание, вам придется вынуть глаз и положить его на подмакетник. В скульптуре, архитектуре и других объемных вещах есть такое понятие как «энтазис». Ведь грани колонн на самом деле не параллельны, это просто визуальный эффект. Тоже самое и с макетом. Например, когда в маленьком масштабе делается много кварталов, принято увеличивать их высоту где-то на 10 %. Это происходит потому, что при взгляде сверху у нас визуально «скрадываются» эти высоты и объемы. 

— Насколько для макета важна подробная детализация?

— В моей практике был очень интересный пример. В 1995 году мы делали Генеральный план города Мещовск в масштабе 1:1000, т. е. в 1 см 10 м. В городе нет высотных зданий, на центральных улицах в основном двухэтажные дома. Это екатерининская планировка, т. е. прямоугольная сетка улиц преимущественно с частной застройкой. Сверху это выглядит так: квартал, ограниченный забором, в котором стоят домики. Летом это все зарастает, так что мы видим кроны, из которых торчат крыши домов. В итоге было принято решение поднять эти кварталы на макете на уровень высоты среднего дерева и поставить только крыши домов. В рамках одного квартала это выглядит неубедительно, но когда их появилось десять, двадцать, тридцать, то возникло впечатление птичьего полета. И такого эффекта удалось добиться именно за счет такой вот скупой детализации. А бывает и очень подробная проработка, вплоть до дверной ручки. 

— С какими масштабами обычно приходится работать?

— Если это городская среда, то, как правило, это четырехсотый масштаб, отдельные здания и сооружения — двухсотый и сотый. Хотя я делал макет реконструкции моста через Оку — там был тысячный масштаб. Больше, как правило, не делается, потому что это уже слишком громоздко и нецелесообразно. 

— В какой мере стоит ориентироваться на макет при выборе застройщика?

— Конечно, несмотря на всю дороговизну, стоимость макета не идет ни в какое сравнение с затратами на само строительство. Но макет является хорошим средством убеждения. Если заказчик решает его изготовить, то, скорее всего, он хочет завоевать чье-то расположение к своему предложению, может быть, городских властей или архитектурного совета. По сути, макет — это уже определенная стадия реализации проекта. 

— Так почему же в таком случае у нас лишь немногие застройщики создают макеты своих проектов?

— Здесь трудно вывести определенную формулу. Скорее всего, все зависит от целей, задач и уровня. Одно дело, если это обсуждается широкой общественностью и имеет общегородское или даже областное значение, и совсем другое — рядовое строительство. Ведь макет это все-таки произведение, которое нельзя постоянно менять под новые задачи, в отличие от 3d-изображения. Макет — это уже поступок. 

— А планируется ли создание макетов каких-то современных значимых объектов, например, набережной?

— По набережной пока ничего кроме проектов мы практически не видим, тут будущее покажет. Но мы сегодня в Управлении рассматриваем концепцию организации в Калуге областного музея архитектуры. И одним из знаковых моментов этой концепции является экспонирование там макета Калуги. Под него должен быть выделен отдельный зал 15 × 15 м с возможностью обозрения по обходной галерее, поднятой выше человеческого роста. На сегодняшний день это самый масштабный план, связанный с макетами. Также в музее планируется собрать макеты, хранящиеся сейчас в различных архитектурных мастерских и постепенно приходящие в негодность. 

— Сколько примерно времени может понадобиться на изготовление такого макета?

— Все зависит от того, кто его будет делать. Но даже если этим будет заниматься большая бригада с хорошим финансированием, то не меньше года.

— Как вы относитесь к макетам-аттракционам вроде «Гранд макет Россия» в Санкт-Петербурге?

— Этот макет я не видел, но в том же Петербурге я видел другой макет, но это был даже не аттракцион, а скорее инсталляция. В Михайловском замке был изготовлен макет центральной части города — очень хороший и детально проработанный. Там происходило некое интерактивное действие, где с помощью света, звука и экрана в течение 10 или 15 минут были показаны разные исторические периоды, и это было очень интересно. 

— А интересно ли было бы вам посмотреть на макет района, где, допустим, вы планируете приобрести квартиру?

— Для меня, лично, все понятно и по чертежам. К тому же новые районы мне не очень интересны, потому что для меня нет ничего лучше, чем жить в исторической части города. Ее я бы даже сделал в макете. Это моя мечта. Перефразируя Горького, «всем хорошим во мне я обязан Калуге».

— С чего бы вы начали такой проект?

— С Присутственных мест, Каменного моста и Троицкого собора. Однажды мне даже удалось в своей работе прикоснуться к этой части города. Мы тогда делали макет для нового памятника Пушкину, который в итоге не был реализован. Это великий комплекс, который до конца еще не оценен. Сейчас такое создать практически невозможно из-за высоких цен на землю. Здесь не выжимались квадратные метры, а подходили к работе творчески. 


Поделиться ссылкой:

Опрос

Как вы оцениваете качество городской среды в центральной части Калуги?

Все идеально

Средне, но меня устраивает

Надо привести в порядок то, что есть

Надо многое поменять и осовременить

Надо все переделать с нуля

Результаты опроса Все опросы

Новости

Все новости